8 800 100-52-11
Звонок бесплатный

Тюмень 7(3452)78 00 44

Закупочная реформа 44-ФЗ

Закупочная реформа 44-ФЗ

Закупочная реформа

   Одним из наиболее критикуемых законов в последнее время являлся федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров…», который был принят восемь лет назад. Этот закон регулировал процесс размещения государственного заказа и выбора подрядчика. Он подвергался критике со стороны бизнесменов и чиновников за то, что содержал некоторые расплывчатые положения, которые позволяли недобросовестным подрядчикам уходить от ответственности.

   Для решения этой проблемы в апреле текущего года на смену старому закону пришел новый федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором было внесено большое количество изменений и правок (см. сравнительная таблица ФЗ – 44 и ФЗ – 94).

Что нового!

   В прошедшем году был проведен подробный анализ системы государственных закупок, которая действовала на тот момент. В результате анализа были выявлены основные факторы, создающие условия для проявления коррупции, и возможные точки злоупотреблений. Результатом этого исследования стал новый федеральный закон.

   Изменения в новом законе коснулись схемы закупок в части проведения независимой экспертизы начальных максимальных цен контрактов всех конкурсов и аукционов, объявляемых государственными заказчиками ФР. Теперь закупка будет проходить не по предложенной заказчиком цене, а по той, которая сформировалась в результате этой экспертизы. Кроме того, в некоторых случаях, например, при закупке мед. оборудования, при капитальном строительстве, а также при ремонте объектов, дорог и разработке проектных документаций, условия проведения процедуры и тех. задание теперь утверждаются специально сформированными экспертными комиссиями. В состав таких комиссий могут входить эксперты-представители исполнительной власти региона и эксперты из профильной сферы контракта.

   Кроме того, в старом законопроекте не был предусмотрен общественный контроль закупок. Теперь правительством РФ регулируются случаи проведения общественного обсуждения. Оно начинается со дня размещения планов закупок в информационной системе.

   Также ранее не было предусмотрено обоснование цены закупки и нормирование в данной сфере. Согласно новому закону, теперь необходимо будет обосновать как начальную максимальную цену контракта, так и способ определения поставщика. Нормирование понимается как установление требований к закупаемым заказчиком товарам и услугам по количеству, качеству и потребительским свойствам. Это позволит исключить случаи закупок товаров, имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметом роскоши.

Проверка Поставщика

   Еще одним важным отличием нового закона является способ размещения заказа. Ранее это делалось с помощью проведения торгов в виде конкурса или аукциона, либо вообще без их проведения, а только лишь запросом котировок у единственного поставщика. Теперь предусмотрены следующие конкурентные способы: открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы и, наконец, закрытые.

   Изменился также и порядок размещения заказов у субъектов малого предпринимательства. Теперь необходимо как минимум 15 процентов совокупного годового объема закупок осуществлять у субъектов малого бизнеса, при этом стартовая максимальная цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей. По результатам года заказчик должен будет составить отчет о закупках у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций и разместить его в информационной системе в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

    Добавляются обязательные требования к участникам размещения заказа. В новом законе определяется правомочность участника закупки заключать контракт. В частности, предусматривается создание нового единого реестра недобросовестных поставщиков. Те, с кем в одностороннем порядке заказчик расторгнул договор, попадут этот реестр. Кроме того, обязательным требованием является отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики, а также отсутствие у указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности. Еще одним требованием является обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы и искусства, на финансирование проката или показа национального фильма.

   Помимо этого, правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок, такие как: требования к наличию финансов для исполнения контракта, требование права собственности на оборудование, требование опыта работы и деловой репутации, связанных с предметом контракта, и т.д. Новым законом определен фиксированный срок для подписания контракта победителем закупки — 15 дней со дня получения проекта договора от заказчика.

   Изменение коснулось и сроков отмены размещения заказа. Раньше отменить размещение можно было не позднее, чем за 15 дней до дня окончания подачи заявок при открытом конкурсе и 10 дней при электронном аукционе. По новому закону заказчик имеет право отменить процедуру определения заказчика не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Кроме того, государственный заказчик имеет право выбрать нового исполнителя при условии нарушения прежним исполнителем условий контракта. Однако существует возможность отменить решение об одностороннем отказе в том случае, если другая сторона в течение установленного срока устранит нарушения условий контракта.

Антидемпинговые меры

   Одним из самых больших недочетов 94-го федерального закона было то, что в нем не предусматривались никакие антидемпинговые меры в процессе проведения конкурсов и аукционов. Теперь, если стартовая (максимальная) цена контракта составляет более 15 миллионов рублей, а участником закупки предложена цена на 25 процентов ниже или более, то для заключения контракта участник должен предоставить обеспечение исполнения договора в размере, в полтора раза превышающем сумму контракта.

   В новом законе предусмотрена обязанность государственного заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Способов внести обеспечение несколько. Это может быть сделано либо внесением денег на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии по выбору участника закупки. Срок действия такой гарантии должен быть больше срока действия контракта не менее чем на один месяц.


Сравнительная таблица ФЗ – 44 и ФЗ - 94

Изменения

ФЗ–44

ФЗ - 94

1.

Твердая цена (кроме исключений)

+

+

2.

Обязательная ответственность Заказчика

+

---

3.

Ответственность Заказчика (пени не менее 1/300 от ставки рефинансирования)

+

+

4.

Ответственность Поставщика (штрафы в виде фиксированной суммы)

+

Не разделены штрафы и пени

5.

С несколькими Участниками

+

---

6.

Типовые Контракты, типовые условия Контрактов

+

Не обязательно

7.

График исполнения Контракта (более 100 млн. руб., более 3-х лет)

+

---

8.

Обязательно – порядок приемки, оплаты и т.д.

+

---

9.

Возможность одностороннего расторжения Контракта

+

Через суд либо по соглашению сторон

10.

Договор в устной форме

+

---

11.

Контракты жизненного цикла

+

---

12.

Увеличение количества товара

+

+

13.

Предоставление информации о выгодоприобретателях

+

---

14.

Предоставление информации о субподрядчиках, соисполнителях

+

---

15.

Банковское сопровождение контрактов

+

---

16.

Обязательно срок возврата обеспечения исполнения Контракта

+

---


Записаться на семинар: "Принципы Контрактной системы. Закупочная реформа"

   По некоторым положениям нового принятого закона нет адекватной практики на сегодняшний день. Например, по вопросам нормирования в сфере закупок. Очевидно, что работа с такими положениями Федерального закона № 44-ФЗ будет сопряжена с различными трудностями, в том числе, с различной трактовкой одних и тех же положений в зависимости от позиций представителей органов власти регионов и местных администраций. Прогнозируется, что будет принято значительное количество нормативных правовых актов в дополнение к новому закону №44-ФЗ, а также появятся методические рекомендации и письма Минэкономразвития России и ФАС по применению отдельных положений данного закона. Если у Вас возникли вопросы по нововведению в законодательстве Вы можете обратиться к нам за помощью и специалисты компании «НОРД-ЛАЙН» своевременно окажут Вам квалифицированную помощь. Для этого Вам необходимо оставить вопрос на нашем сайте  или позвонить нам.

Возврат к списку



Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
X

Задать вопрос

Яндекс.Метрика