8 800 100-52-11
Звонок бесплатный

Тюмень 7(3452)78 00 44

Мошенничество в госзаказе.

Мошенничество в госзаказе.

Мошенничество в госзаказе.


К нашему огромному сожалению, мы все чаще сталкиваемся с различными видами мошенничества при размещении государственного заказа. Причем в подобных действиях были замечены не только недобросовестные государственные заказчики и участники госзаказа, но и, так называемые, Функционеры госзаказа (организации, обеспечивающие инфраструктуру государственных закупок).
Вашему вниманию представляется наиболее часто встречаемые способы мошенничества в госзаказе:

Первая группа: мошенничество со стороны госзаказчика.

Укрупнение заказа.

На практике проверено: чем больше сумма государственного контракта, тем меньше компаний могут участвовать в конкурсе. Госзаказчики пользуются данной тенденцией и производят закупки, к примеру, не для отдельного региона, а для всех своих подразделений сразу.
Даная проблема связана с необходимостью обеспечения заявки на участие в аукционе. Размер обеспечения 5% от объявленой цены контракта (Начальной максимальной цены – НМЦ). Потенциальный поставщик, если цена контракта составляет 1 млн. руб., должен предоставить 50 тыс. руб., а если 100 млн. руб., обеспечение заявки составит уже 5 млн. руб. Разница очевидна. Госзаказ, в котором сумма обеспечения заявки исчисляется десятками миллионов, могут взять только крупные компании. С крупными «договориться» проще и выгоднее. В тоже время нельзя отрицать, что на крупном госзаказе государство может сэкономить больше бюджетных средств.

Нереальные сроки.

В проекте госконтракта предусматривается невыполнимые сроки. Это означает, что данный госзаказ предназначен участнику, который уже его сделал полностью или частично. Директор департамента информатизации Минздрава Олег Симаков лишился своего поста за самый быстрый срок создания соцсети для чиновников – 16 дней. Такая быстрая скорость была им по достоинству и оценена – 55 млн руб.
Еще один громкий скандал от Алексея Навального произошел вокруг конкурса Минздравсоцразвития на услуги по профилактике СПИДа. По условиям конкурса на разъяснительную работу с людьми, уязвимыми для ВИЧ-инфекции, отводилось всего 39 дней и 86 млн руб. Специалисты утверждают, что на такую работу нужно как минимум 11 месяцев.
Еще один интересный случай с нереальными сроками госзаказа касался чудесных пресноводных тюленей – байкальской нерпы. Нужно было создать фильм о из жизни: заказ размещался в середине апреля, сдать его надо было в конце мая. Все бы ни чего, но фильм обязательно должен был включать кадры рождения детёнышей, которые, в отличии от людей, рождаются в определенный период: середина марта.
Иногда нереальные сроки госзаказа обусловлены общей неорганизованностью бюрократии. Еще не известно, что страшнее.

Нарушение или искажение классификации закупки.

Самый простой пример: государственный заказ «на поставку бытовой техники», который при более подробном рассмотрении превращается в госзаказ на принтеры, шредеры и другую офисную технику. Участник госзаказа может пропустить бытовую технику, если он занимается поставкой принтеров. Но самые интересные госзакупки, как правило скрываются под неоднозначной фразой: «Покупка товара».

Фальшивые буквы и слова в объявлении о госзакупке.

Здесь есть несколько популярных способов. Одна буква в названии госзаказа пишется латиницей. Иногда в словах ставят лишние пробелы, тире или нижние подчеркивания.
Впрочем, об этом уже много говорили, но иногда попадаются забавные случаи: Отдел образования МО Шамильский район для местных школ заказывал «Оказание ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ услуг по обеспечению доступа к сети интернет»

Излишняя детализация требований.

Самый популярный способ отдать аукцион конкретному кандидату. В данном случае техническое задание содержит настолько детализированные требования к исполнителю, что соответствовать им может только одна конкретная компания.
К примеру, госзаказчик может указать точные требования к количеству штатных работников и их образовании, включая точные сроки прохождения повышения квалификации в определенном месте.
Иногда детализируются требования не к участнику госзаказа а к самому контракту. Одно время, практически системой стало размещение госзаказов на проведение интервью или создания серии передач, где ведущим будет конкретный, с указанием ФИО, человек.

Вторая группа: мошенничество участников госзаказа.

Рейдерство аукционов.

Схема простая: на аукцион выставляется компания, которая путем предложения наименьшей цены и наибольшему соответствию требованиям аукциона выигрывает конкретный государственный заказ. А дальше несколько вариантов:

  • если аукционной документацией предусмотрен аванс, то он получается в полном объеме а исполнение контракта остается под сомнением (разбирательства в суде могут тянуться годами, и в результате максимум, что потребуется – вернуть аванс).
  • если аванс не предусмотрен, то выполнение данного государственного контракта либо предлагается другим участникам тендера, либо третьим лицам: естественно рейдер закладывает свои интрес, а исполнять контракт самостоятельно не намерен.

Ценовой сговор.

Один участник госзаказа рассказывал о такой картине, которую он наблюдал собственными глазами: проходит конкурс сидят в одной комнате представители госзаказчика и потенциальные поставщики. Один из поставщиков без особых стеснений через весь стол договаривается с остальными участниками о цене по которой они должны «отойти» от этого госзаказа и о размере «откупных». Это, конечно, дикий формат, но соглашения между участниками – совершенно обычное дело.
В электронных аукционах такой сговор гораздо сложнее организовать, поэтому существуют целые веб-сервисы. Эффективность их работы даже активные участники сговоров признают на крайне низком уровне, поэтому они и не получили заметного развития.

Третья группа: мошенничество функционеров госзаказа.

Поддельное обеспечение исполнения госзаказа.

Мы уже писали об этом не один раз, у нас даже созданы специальные страницы по этому поводу. К примеру страница Поручительство раскрывает известные нам факты, когда участники госзаказа пострадали от действий поручителей.

Мы даже опубликовали списки организаций, выдающих поручительство по госконтрактам, не соответсвующее требованиям 94-ФЗ. Это не наш список, это реестры которые формируют различные ведомства. Ниже представлены списки недобросовестных поручителей:

Однако, с регулярностью в 3 дня мы получаем звонок с вопросом: Что нам теперь делать? Мы купили поручителя, а теперь заказчик собирается вносить нас в реестр недобросовестных. Наверно мы сделаем брошюру: что делать, если вы «попали» с поручителем? Но пока убедительно просим не пользоваться услугами мошенников.
Помимо поручителей еще существует целая группа мошенников, предоставляющих фальшивые банковские гарантии, которые очень легко отличить от настоящих – платеж осуществляется не на банк, а на какого-то платежного агента. Уже только этого показателя достаточно, чтобы быть уверенным – мошенничество 99,9%.

Участие в госзаказе за третьх лиц.

Предлагается такой сервис: мы за вас выиграем аукцион, а вы будете его исполнять. Были прецеденты, когда мошенники поступали двумя способами:
если цена госконтракта в результате аукциона была слишком низкой – то его исполнителем становились те, кто, собственно, и просил поучаствовать;
а если госконтракт доставался им по цене, лучшей чем ожидалось, то они находили других исполнителей и передавали им контракт.

,

Возврат к списку

X

Задать вопрос

Яндекс.Метрика